ClickCease

АНДРЕЙ КУРАЕВ: "ПРАВОСЛАВИЮ ЧУЖД ДУХ ЭМИГРАЦИИ"

Sun, May 13, 2007
0
Дьякон Андрей Кураев – человек известный в России и за ее пределами. Профессор богословия, зав.кафедрой богословия МГУ, член совета при Комитете Госдумы по делам общественных организаций и религиозных объединений, он широко известен прежде всего как церковный публицист. Его статьи написаны живым и образным языком, с ним горячо соглашаются или ожесточенно спорят, но несомненно то, что его речи интересны и заставляют задуматься. Андрей Кураев - “белая ворона” среди представителей РПЦ. Он резко выделяется своими суждениями. Про такого не скажешь – “поп”. Это служитель Церкви нового поколения. Он – российский и православный патриот, бесстрашно выступавший против всего, что было губительно для страны в годы ельцинской власти. В то время делать такие заявления через СМИ, какие делал Кураев, было опасно. Он выступал против тоталитарных сект, опутавших страну, против культа насилия и порнографии, заполонивших СМИ, против политики, направленной на попрание национальных интересов. Что касается роли Церкви в жизни российского общества, то уважающий ее консерватизм, дьякон Кураев призывает, однако – пока не поздно – к изменению некоторых форм работы с людьми. Он говорит: “Я не за реформу Церкви, я за реформу церковного дворика – там, где Церковь смыкается со светом”. Кураев считает, что РПЦ давно пора заниматься миссионерством и говорить с людьми, с молодежью на понятном им языке. Не пугать их рясами и бородами да церковнославянской малопонятной речью (однако не отменять всего этого в храмах), а говорить так, чтобы обычный человек, верующий сегодня во всякую ересь, каковой Русская Церковь считает фэн-шуй, гороскопы и разные мистические учения, пришел к Богу. Для того, чтобы воцерковить молодежь, Андрей Кураев даже объединился с авторитетными для нее людьми - рок-музыкантами – Юрием Шевчуком, Константином Кинчевым и другими. Вместе они уже не первый год проводят рок-фестиваль “Рок к небу”. Перед концертами Кинчев призывает своих слушателей прийти на лекцию Кураева и сотни молодых людей приходят. Дьякон и рок-музыкант называют это “битвой за молодежь”. “Православие не должно быть сладеньким, - говорит Андрей Кураев. – В нем есть место и Божьему Гневу. Рок может хорошо выразить это”. “Песни Кинчева, - продолжает он, - это протест против потребительства, материализма и банального примитивизма”. Лидер группы “Алиса” со своей стороны заявляет, что он – “рядовой ополченец против дьявола”. Об Андрее Кураеве можно рассказывать долго, предоставим лучше слово ему самому. В начале месяца он побывал в Торонто и выступил с лекциями в Университете Торонто и в Свято-Троицкой церкви на Henry St. Лекция в церкви, на которой побывала ваш корреспондент, длилась четыре часа. Слушателей было – полный зал. Примечание: мы приводим прямую речь Андрея Кураева. Оценки, суждения о ереси, “неправильных” учениях и прочем являются его личными взглядами, а также точкой зрения РПЦ. Редакция не всегда согласна с мнениями, высказанными в интервью. ОБ ИКОНАХ. “ДЕТЯМ ЭТО НРАВИТСЯ” Главная черта русской иконы – использование обратной перспективы. Линии внутри иконы не сходятся, а расходятся. Почему? Вкратце я скажу так: детям это нравится. Дети и сами так рисуют. Пример из жизни. Мальчик нарисовал домик, лес и дорогу. Но дорога, уходя вдаль, не сужается, а расширяется. Психолог стал объяснять ему, что так нельзя рисовать, в жизни все наоборот. А ребенок ответил: “Там дорога широкая потому, что оттуда придут гости...”. У ребенка своя логика. Он рисует даже то, чего не видно. Например, у танка сзади пулемет. Ребенок рисует танк спереди, но и пулемет пририсует. Потому, что “он есть”. Так и в иконах. Рисуются даже те детали, которых мы не должны, казалось бы, видеть. Это детский, нерациональный взгляд. То есть икона – это не картина, у нее свой реализм. ПРАВОСЛАВИЮ ЧУЖД ДУХ ЭМИГРАЦИИ Икона не должна быть в раме. Раму изобрели в Возрождение для картин. Картина – это окно в другую реальность, потому она имеет раму. Она призывает войти в иной мир, призывает в него эмигрировать. Икона же не зовет к эмиграции. Напротив, она входит к нам, в наш мир. Для православия вообще чужд дух эмиграции. Обратите внимание на архитектуру наших храмов – они не улетают ввысь, подобно готическим, у них нет острых шпилей, устремляющихся в небо. Православные церкви имеют громадный византийский купол, спускающийся на землю, сживающийся с ней. Не случайно готика возникла после раскола Церкви. Не случайно Герцен – он, хоть и атеист, но гений, - заметил: "Западные храмы взметнулись ввысь, и своими шпилями, лишенными крестов, они словно колют небо, как бы мстя ему за пустоту своих алтарей". После раскола с православным Востоком на Западе рождается то, что Шпенглер позднее назовет "фаустовским духом". Дух мятежности и беспокойства. Православие пришлось впору нашему народу, создало ощущение найденности, обретенности. В православной традиции Бог выходит на поиски человека. Зов Бога: "Адам, где ты?" – проходит через всю Библию. Мы – найденыши. Наши иконы не призывают: “Убеги”, они говорят: “Прими”. Обратите внимание, что часто нимб, копье Архангела или другие детали выходят за пределы рамки на ковчег. Бог идет к нам. МОЛИМСЯ НЕ ИКОНЕ, А ПЕРЕД НЕЙ Пятачок попросил Винни-Пуха сочинить стихотворение. И медвежонок ответил ему, что это непросто, потому, что “поэзия – это не то, что ты находишь, а то, что находит тебя”. Так можно сказать и о Боге. Он может искать нас. Однако он невидим, он – дух. Вопрос: а хочет ли он оставаться непостижимым? Если Бог есть Любовь, то Любовь не всегда хочет играть в прятки. И Бог обрел человеческое лицо, в иконе. Кто такой Иисус – это человек, ставший Богом, или Бог, пришедший в человеческом облике? Конечно, второе. И икона – это памятник вочеловечиванию Бога. Подчеркиваю: мы иконе не молимся. Мы молимся перед иконой тому, кто на ней изображен. Отец Андрей показывает свою книгу, на обложке которой его портрет. - Что общего между мной и этим портретом? Ничего. Это бумага, а я – человек. Общее у нас – имя. И там и здесь Андрей Кураев. И у Бога с деревяшкой нет ничего общего. Деревяшка становится иконой, когда мы произносим имя Бога и начинаем ему молиться. Тогда икона – сакральный символ. Так же и крест. Кресты мы видим везде – перекрестки дорог, решетка ограды, оконная рама. Но христианским крестом все это может становиться только тогда, когда ты в этом видишь крест – сакральный символ. Помните: “По вере вашей да будет вам”. О СПИРИТИЗМЕ, РЕРИХЕ И ФЭН-ШУЙ Сейчас в обществе популярно учение Блаватской, Рериха, фэн-шуй и всякие гороскопы. Люди, увлекающиеся всем этим, говорят: “Мы верим в Бога”. Для них Христос – человек, который усовершенствовал себя так, что стал Богом. Для нас - это Бог, который вочеловечил себя. Путем жертвы, самоумаления. Рериховщина, на взгляд Православной Церкви – это проповедь радикального антихристианства. Последователи этого учения уверяют, что они христиане, но пишут в своих книгах, что Сергий Радонежский – перевоплощение Кришны. Еще в современной России популярен сегодня буддизм. Его преподносят как альтернативу христианству. Показывают: в буддизме все хорошо, мирно, светло. А в христианстве – инквизиция, Варфломеевская ночь, крестовые походы... Но все дело в том, что это просто так устроены средства массовой информации. Историю христианства они знают, а историю буддизма нет. А там были свои войны, свои казни и ужасы. Известный востоковед-журналист Всеволод Овчинников в своей новой книге “Восхождение в Шамбалу” пишет, что существует традиция – когда закладывается новый буддистский храм, под краеугольные камни закатывают живых мальчиков. Для телепатической связи между храмами. Стоило мне в интернете об этом заикнуться, российские буддисты возмутились: такого быть не может. Ну это как если христианам, не знающим истории христианства, вдруг поведать про инквизицию. Они тоже искренне возмутятся: “У нас на кострах живых людей жечь не могут!”. Наверху всего этого спиритизма-рериховщины, на мой взгляд, – холодный атеизм. В середине – тантризм, сексуальность, и внизу – примитивные ритуалы, шаманизм. Православный человек не должен участвовать в каких-то действах, которые кто-то считает религиозными. Я был однажды в буддистском храме и монах настойчиво предлагал мне выпить и поесть. В храме. Если бы это было в его келье, я бы согласился. Но мне показалось, что трапеза в храме имеет для него какое-то особое значение и я отказался. Я советую не исполнять ритуалов, смысл которых вам не ясен. В Тибете, например, хлопнуть в ладоши – это отогнать злых духов. И забавно, как европейцы воспринимают местные поверья. Когда английские войска вошли в столицу Тибета Лхассу, один из высокопоставленных военных радостно рапортовал в Лондон: “Народ весь вышел на улицы и аплодировал нам”. Он не знал, что иностранцев отгоняли, как злых духов... КУДА В ДОМЕ СТАВИТЬ ИКОНЫ? Вопрос из зала: “Староверы не вешают иконы, а только устанавливают их на киотах. Правильно ли это?” Ответ: - Не важно стоит ли икона, или висит. Главное, чтобы ты зашел – и сразу ее видел. Или просыпался, засыпал, и тоже открыв глаза и закрывая их, видел Бога. Потому если икона в спальне, то надо чтобы она стояла не “в головах”, а “в ногах”. А в зале где должна стоять? Там, куда вы чаще всего смотрите. На месте телевизора (смеется). Вопрос: Почему некоторые иконы – чудотворные, а некоторые – нет? Ответ: - Чудо творит не икона, а Бог. Через икону или через что-то другое. Он не выбирает специальные иконы, мироточить может и бумажная икона, напечатанная в газете, такое было... Я сам видел чудо. Старый дом, монашеский скит, в котором работала в советское время артель художников, передали церкви. В отместку художники подожгли дом. Сгорело все, кроме иконы “Неопалимая Купина”. Обвалились стены, все вокруг было черно, а на расстоянии в два метра вокруг иконы огонь прекратился. Кстати, о названии икон. Некоторые считают что есть разные Божьи Матери – Казанская, Смоленская, Владимирская. Нет, это есть Казанская икона Божьей Матери, Владимирская икона, а Богородица – одна. Но продолжим о чудесах. Вообще-то много чудес – не хорошо. Когда в твоей жизни одно чудо следует за другим, следует насторожиться. Это может быть предупреждением. Опять же, трактовка что есть чудо и что оно значит весьма разнится. Например, Фатимское чудо. Детям явилась Мадонна и сказала: “Россия будет моим уделом”. Ватикан понял так, что Россия тоже станет католической страной. В России же трактуют эти слова иначе: Богородица избрала Россию своей страной, так что не смейте ее трогать. Вопрос: Молился ли Христос, творя чудеса? Ответ: Нет. Он сам Бог. Он исцеляет божественной силой, не человеческой. ОБ ОБЛАКЕ СВЯТЫХ, ЗАТМЕВАЮЩИХ СОЛНЦЕ В последнее время многие люди выбирают себе святого и начинают молиться только ему. Скажем, Николаю-угоднику, или Богородице, или Святому Пантелеймону, помогающему больным. У многих стоят иконы с изображениями святых, а Христа нет. Я видел такое даже у священников. Так нельзя. Надо помнить, что мы христиане.Облако святых не должно затмевать Солнце. Христос – центр веры. Что же касается святых, то я посоветовал бы каждому выбрать себе святого, который больше всего похож на тебя, и следовать его примеру. Православие у них у всех одинаково, а вот способы его реализации – разные. Если ты образованная дама, не надо строить из себя пейзанку, избери себе в пример образованного святого и следуй его пути. Если ты городской житель, не надо подражать отшельнику, запираться в квартире. Найди себе святого, который жил в гуще людской... И еще: нельзя просто читать религиозные книжки и считать поэтому себя верующим человеком. Нужен поступок. Нужен выбор. Вопрос: как жить православному человеку в стране, где и протестанты, и католики, и буддисты, и последователи Конфуция? Ответ: В той стране, где живу я, как сказал Воланд в “Мастере и Маргарите”, из каждого окна выглядывает по атеисту. Так что я не могу понять в чем у вас проблема? Как жили до сих пор, так и живите. О ВРАГАХ РОССИИ Вопрос: Кто враги России? Ответ: Нет тех, кто считает себя врагом. Спроси сейчас Збигнева Бжезинского: “Ты враг России?” Скажет: “Нет”. Просто есть разница интересов. Финансовых. И она диктует поведение. Население России составляет 2% от мирового. Ее территория – 12% от мировой. Ее разведанные природные ресурсы – 32% от мировых. И никто не даст двум процентам населения безнаказанно владеть 32 процентами богатств. Бесполезно договариваться и увещевать. Им выгодна глобализированная Россия, которая делится всем своим, отдает свое, а не возрожденная, национальная, которая укрепляет себя и свой народ. О ВОССОЕДИНЕНИИ ЦЕРКВЕЙ Раскол – это боль не Москвы, а зарубежных церквей. В нынешнем объединении есть радость, но есть и проблемы. Хорошо, что у Зарубежной Церкви есть опыт жизни в западном мире.Ведь и Россия становится частью западного мира. А плохо потому, что у российского священника есть имперское чувство. Для него паства – весь город, вся страна. А зарубежные священники лишены этого чувства. Знали бы вы, какого труда мне стоило сегодня уговорить Отца Владимира благословить с башни храма весь Торонто... Я ему говорю: “Все – ваше”, а он не верит. Вот и опасаемся: не смутят ли зарубежные священники своим пастырским минимализмом, своим пониманием, что их паства – это только их приход, наших священнослужителей? Пример. Я спрашиваю своих студентов: “Вот вы идете по улице, а там стоят кришнаиты, свою литературу людям раздают, проповедуют. Вы вмешаетесь?” Студенты хотят зачет получить. Они говорят: “Конечно, обязательно!” Я тогда спрашиваю: “А идете вы по Парижу, и видите такую сцену, так тоже вмешаетесь?” Нет, отвечают, пройдем мимо. Об этом и речь. На Западе священник - хозяин только в своей церквушке. Нет, конечно у РПЦ тоже есть свой опыт уступок – в годы советской власти. Но надо чтобы обе наши Церкви обогатили друг друга хорошим опытом, а не опытом компромиссов и потерь. Вопрос: Русская Православная Церковь состоит во Всемирном совете церквей. Зарубежная Церковь всегда была против этого и требовала от Москвы выйти из этой организации. Что вы скажете по этому поводу? Ответ: Один киевский бизнесмен как-то подошел ко мне и рассказал: “У меня на работе все православные, а недавно я принял баптиста. Как вы думаете, не уволить ли мне его, пока он всех не совратил в свою веру?” Кошмарный вопрос. Я ничего ужаснее не слышал. Я его спросил: “Как ты считаешь, вот был бы коллектив баптистов, и пришел бы один православный, они бы его уволили? Нет, они бы его хорошо приняли и стали бы убеждать в правильности именно их веры, в надежде что он станет баптистом. Так чего ж ты боишься?” Вот и Русской Православной Церкви нечего бояться “тлетворного влияния Всемирного совета церквей”. Здесь стоит вопрос о глубине и силе нашей веры. Может, это мы их к себе переманим? Если будем посылать в ВСЦ не карьерных архимандритов, а сильных священников, которые не прогнутся... Мы отстаиваем в этой организации свои ценности, мы добились права вето, так зачем нам прятаться, отказываться? Почему надо бояться? Хорошо, что с нами теперь РПЗЦ – уж она-то не даст заразиться экуменизмом. Вопрос: Какие свои ценности? Ответ: В частности, традиционные семейные православные ценности в отчаянно голубизирующейся Европе. О СТАРОВЕРАХ Раскол бывает полный, частичный и между епископами. С Зарубежной Церковью у нас был частичный: наши прихожане могли ходить в храмы обеих Церквей, а священнослужители нет. Со староверами же раскол полный. Если мы пойдем к миру с ними, мы должны будем вернуться в 17-й век. Так что у нас выбор – идти к детям, или к праотцам. Они хотят чтобы мы предали анафеме все, что было после 17-го века. Наших святых – Серафима Саровского и других. Староверов никто не преследует, они исполняют свои обряды, но предавать анафеме святых мы не будем. Они же относятся к нам непримиримо. Представьте себе, моего знакомого старообрядца-священника отлучили от работы только за то, что он написал статью, в которой сказал: “Наше – хорошее, но и у никониан (то есть у нас – А.К.) есть благодать”. О ВОЗДЕРЖАНИИ Вопрос: Высшие священнослужители, монахи - люди умные, начитанные, ведущие скромный образ жизни. Так почему бы вам не иметь детей? Почему существует запрет? От вас произошли бы хорошие дети... Ответ: это существует не только в православии. Еще задолго до появления христианства было замечено: есть связь между сексуальной энергией и творчеством, духовной жизнью. Фрейд тоже подтвердил своими наблюдениями: чем больше расходуется на телесное, тем меньше остается на духовное. О НЕОБХОДИМОСТИ РЕФОРМ Я против реформ храма, против того, чтобы переводить службы с церковнославянского языка на современный. В консерватизме Церкви - ее жизнеспособность. Но я за реформы в церковном “дворике” – там, где она смыкается со светом. При каждом храме должен быть такой вот зал, как тот, в котором мы сейчас с вами собрались, чтобы священник мог говорить с людьми. И говорить он вне службы должен на том языке, который понятен людям. Особенно, не воцерковленным. Со школьниками – на языке, понятном подросткам. С призыванием в авторитеты тех, кто авторитетен для них. Но главное, надо говорить не казенно, а на языке любви. Мы должны обретать миссионерскую апостольскую дерзость. У нас же нет миссионеров. Они были во времена царской России – ехали на Аляску и оттуда рапортовали: “Обратили эскимосов в православие”. В России миссионерствовать было незачем, она представляла из себя большой православный храм. Сейчас другая ситуация. Много новых течений, порой сатанинских, много тоталитарных сект. Надо чтобы молодежь не боялась Церкви, не скучала с нами, и понимала, что мы идем к ней чтобы не запретить, а подарить. Мы должны выйти за пределы кадильного занавеса. Говорить об абортах надо не с бабушками в храмах и не с пришедшими туда молодыми женщинами – они уже знают, что это убийство, а с теми, кто до храма не дошел – с молодежью в спорткомплексах, в вузах и училищах. И о наркотиках, пьянстве... Я в год читаю лекции в ста городах мира и жаль, что миссионеров пока у нас мало. О ФИЛЬМЕ “ОСТРОВ” Я смотрел эту картину с ровной радостью узнавания. Я видел наше монашество, мне известное, но у меня не было такого наставника как Отец Анатолий, а я бы очень хотел. Я бы хотел, чтобы это мои сапоги он изрезал ножницами. Меня удивило, что фильм стал сенсацией. Это диагноз. Он показывает как далеки мы стали от своей культуры. Наши родные русские монахи для нас как инопланетяне. О ХРАМАХ РОССИИ Патриарх Алексий сказал: “Нашу Церковь ограбили дважды – когда все отобрали, и когда вернули разрушенное”. Церковь в начале 90-х превратилась в побирушку – просила правительство, бизнесменов, прихожан дать деньги на восстановление храмов. Сейчас ситуация выправилась. К концу советской власти в России действовало 2000 храмов, а сейчас их 18000. То есть в день открывалось по три храма. Записала Эвелина АЗАЕВА P.S. Статьи А.Кураева можно прочитать на сайте www.kuraev.ru Рассказано Андреем Кураевым: - Священник Георгий Митрофанов, мой друг, преподающий в Петербургском госуниверситете, принимает экзамен. Студент канючит: “Ну хоть четверочку поставьте, Христа ради!” Отец Георгий с возмущением: “Когда ради Христа просят, сумму не оговаривают!”
Copying and reproduction of news materials - exclusively with the permission of the site administration torontovka.com

Login to post a comment
There are no comments yet