ClickCease

Большое искусство "Лебединое озеро" в Торонто

Sun, May 20, 2012
0
Гастроли ныне построены по упрощенному и для зрителей, и для исполнителей графику: в каждом из городов тура играется лишь один спектакль. В Торонто это "Лебединое озеро" Чайковского, в Оттаве - "Дон Кихот" Минкуса, в Вашингтоне - "Коппелия" Делиба и в Лос-Анджелесе - вновь "Лебединое озеро".
Жаль, конечно, что мы не увидим весь гастрольный репертуар. Это могло бы побудить страстных ценителей балета придти на несколько представлений.
Сразу хочу сказать: восторгов, подобных тем, что были выражены в статье по тому же поводу корреспондентом ИТАР Ольгой Свистуновой (http://www.itar-tass.com/c11/424276.html), моим читателям ждать не следует. Тем более, наверное, не следует ждать и сносок на слова живущих здесь "несчастных" бывших артистов Большого, которые приводятся в полном эпитетов эссе ИТАР-ТАСС.
Не хотелось бы придавать никакой политической окраске освещению гастролей и привязывать их к тому, как живется-можется "несчастным" иммигрантам в "чуждой искусству" Америке и, в особенности - в Канаде.
Знаете, живущие в Москве друзья по-разному отзываются о моей альма-матер. Одни говорят, что стало намного хуже, другие - что стало намного лучше. Большинство сходится во мнении, что с такой помпой поданный широкой публике ремонт во многом оказался "пшиком" и "распилом", а некоторые отмечают, что такого притока талантов в балете Большого не было давным-давно, и что можно не интересоваться в программке тем, кто именно будет танцевать сегодня. Если вам посчастливится достать билет (а цены на них кусаются и на родине), то смело идите на любое "имя". Качество исполнения вам обеспечено.
Вот в этом нам всем пришлось убедиться и в Торонто. Я повывал на первом из спектаклей - 15 мая. Все, что происходило на сцене, было убедительно, классно, великолепно, красочно и практически безупречно.
Артисты (солистами в этот день выступали Мария Александрова (Одетта/Одилия), Руслан Скворцов (принц Зигфрид) и Владислав Лантратов (злой гений), более, чем убедительно исполнили свои классические партии. Настоящей жемчужиной спектакля я бы назвал "королевского шута" Вячеслава Лопатина. Гибкость этого танцора не может не поражать, и он, исполняя не первую по важности партию, не раз срывал аплодисменты.
Вообще и кордебалет и группы солистов очень скрупулезно следовали балетной идее Григоровича, попытавшегося в 2001 году восстановить знаменитую постановку Петипа. Интересно, что "Лебединое" было принято тогда (в 1877, разумеется) москвичами безо всякого восторга, и лишь после того, как было показано в Мариинском - в Санкт-Петербурге - получило ту должную оценку зрителей и критиков, которую должно было, казалось бы, получить с премьеры.
В Торонто сомнений в качестве балета ни у кого из публики не возникало. Не возникло их и у нас (я пришел на спектакль со своей старшей дочерью, которой изредка мешал восхищаться своими комментариями). К слову сказать, впервые моя дорогая дочь смотрела "Лебединое озеро" прямо в не отремонтированном еще тогда Большом театре, куда я с большим трудом провел ее. Девочке не было и трех лет, а детишек не допускали в партер, чтобы они не беспокоили своей возней взрослых зрителей. С того спектакля, впрочем, пришлось уйти после первого отделения. Дочь устала и начала не на шутку зевать. В конце первой половины, как водится, артисты вышли на поклон. Когда отгремели аплодисменты, занавес закрылся и малютка наивно спросила - "все"? Я так же наивно (как оказалось) ответил - "да". И вдруг (зрители продолжали хлопать) занавес открылся еще раз. Девочка с некоторым упреком принялась меня укорять: "папа, ты же сказал, что все". Пока я рылся в своих немногочисленных извилинах в поисках ответа, ребенок сообразил: "я поняла! Открыли второй раз для тех, кто не успел как следует похлопать"!
Недостатка в "похлопать" в Торонто не было. А вот недостаток (и очень обидный) в зрителях, точнее - в их количестве, как раз ощущался. Примерно треть нижней части огромного зала Sony Centre оставалась незанятой. Не совсем понятно, в чем здесь причина - то ли в несколько завышенных ценах на билеты (это предмет отдельного разговора), то ли - в недостаточном "распиаривании" спектаклей, которые случаются здесь раз в 33 года, то ли - в отголосках пресловутого экономического кризиса, не позволяющего гражданам тратить достаточно денег на высокое искусство. Примечательно, что самые дешевые места, как и самые дорогие, были раскуплены. Уже за полтора месяца до гастролей Большого в кассах оставались билеты лишь по 117 долларов.
Немного огорчило и, прямо сказать, отсутствие букетов в конце спектакля. М-да... Но, как говорится, это вам не Москва, где солистов заваливают цветами.
Прекрасен (впрочем, как и должно было быть) был танец маленьких лебедей в исполнении Светланы Павловой, Юлии Лункиной, Марией Прорвич и Дарии Хохловой. Ну, как уже говорилось, балет Большого - он и в Африке - балет Большого. И чем дальше, тем, видимо, все лучше. Что отрадно.
Что мне лично было обидно - так это то, что в очередной раз балетная труппа выступает за границей без своего родного оркестра. И дело здесь вовсе не в заработке музыкантов - они как раз, в отличие от советских времен, когда гастроли сопровождались гастритами (вследствие питания тушенкой, консервами и сваренной на самодельной, подчас, плиточке гречкой), уже далеко не так охотно ездят на гастроли. Дело в том, что "свой" оркестр гораздо лучше аккомпанирует танцорам, и спекталь получается гораздо более гармоничным и качественным.
Низкий поклон Павлу Клиничеву, который за экстремально короткое время смог обучить местных оркестрантов подчиняться своему жесту. И, тем не менее, те, кто разбирается в музыке, не могли не заметить огрехов в сопровождении "Лебединого". Отчасти это можно оправдать недостаточным бюджетом - в оркестре было всего шесть первых скрипок - практически вдвое меньше, чем в яме Большого". Таким образом, сопровождавший выступления танцоров оркестр можно, скорее, назвать "камерным", а не симфоническим. Малочисленность скрипичной группы предполагает их отменную слажанность, а из-за того, что в Sony Centre собрался практически новый ансамбль, этим качеством он, к большому сожалению, не обладал. Что более, чем обидно. Хотя, возможно, я и чрезмерно придирчив. И все же, когда заиграла скрипка, исполняющая соло в знаменитом "анданте", музыка буквально мешала мне адекватно воспринимать происходившее на сцене - такую "цыганщину" с придыханием вряд ли можно услышать даже в театре "Ромэн". Отрадно, конечно, что здешние музыканты оказываются сентиментальными (чего от них, в общем-то, не ожидалось), но это был явный перебор. Впрочем, как я уже говорил, все это можно отнести на счет несыгранности оркестра из-за "ужатого" бюджета при практическом отсутствии репетиций. В паре мест духовая и скрипичная группа чуть было не развалились, исполняя не слишком сложный ритмический рисунок, но Павлу Клиничеву удалось волевым усилием вернуть музыкантов в русло единого ритма. В качестве утешения, могу похвалить мою "родную" духовую группу. Весьма гладко звучали все соло, включая знаменитый "неаполитанский танец" в исполнении первой трубы Бриндли Венейблса. Вообще, учитывая малочисленность струнных, духовики играли мягко и осторожно, поддерживая нужный баланс.
В любом случае, оркестровый аккомпанемент будет получше самой качественной записи-"фанеры". Так что выбор тут был сделан скорее правильный - в пользу живого сопровождения.
Мне пришлось в своей жизни смотреть "Лебединое" не один раз. Никогда не возникало даже мысли о том, что на сцене что-то происходит "не так". А вот здесь вдруг мне пришло в голову, что я смотрю как бы "музейный" балет. Все было отточено, правильно, замечательно исполнено. Но, знаете, порой охватывало желание немного "подстегнуть действие. Ведь либретто Модеста Чайковского, брата Петра Ильича, не предусматривало сквозного действия. У него смешанная структура, однако, в основном, он состоит из отдельных номеров. И необходимые паузы, как мне впервые в жизни показалось, несколько "подсаживали" темпо-ритм спектакля, были немного лишними.
Балет - живое искусство, и хотелось бы, наверное, увидеть хореографически более динамичную, более соответствующую современному представлению о течении нашей жизни, версию. При сохранении, конечно, "особо ценных" номеров. Но - это тема для диспута и никому не возбраняется поспорить со мной.
Вообще, если бы мне было позволено оценивать "Лебедионое озеро" - спектакль 15 мая получил бы отметку 8 из 10.
Большой театр, надо отметить, отнесся к нынешним гастролям более, чем серьезно. Недаром вместе с труппой в Америку приехал и его генеральный директор Анатолий Иксанов.
Хотелось бы, чтобы такие события, как гастроли Большого театра, происходили у нас в Канаде почаще. Перерыв в 33 года (как в сказке про Илью Муромца) - это уж слишком.
Хотелось бы, чтобы правительства наших стран - и Канады, и России, и Соединенных Штатов - понимали, насколько важным для нас является общение с прекрасным и поактивнее участвовали бы в подобных мероприятиях, в том числе - и финансово.
Конечно, хочется поблагодарить за смелость компанию River Street Productions, взявшую на себя смелость осуществить такой масштабный (в любом смысле этого слова) проект, а также сказать спасибо программному директору Sony Centre Марку Хаммонду, выступившему партнером в этом мероприятии.|
Успехов Большому в турне!
Владимир Каневский.
Copying and reproduction of news materials - exclusively with the permission of the site administration torontovka.com

Login to post a comment
There are no comments yet